Каждый из нас практически каждый день становится участником отношений по розничной купле продаже. И нередко человек встречается с ситуацией, когда Вами куплен товар ненадлежащего качества. При этом далеко не каждый знает свои права, которые он имеет в такой ситуации.
В этой статье речь пойдет именно о них.
Что делать, если Вы купили некачественный товар
В первую очередь у покупателя некачественной вещи возникают вопросы о том, в течение какого срока следует обратиться с тем или иным требованием к продавцу или изготовителю и какое значение имеет гарантийный срок в договоре купли-продажи.
Итак, если Вы купили некачественный товар, то закон о защите прав потребителей (ст. 18) предоставляет вам следующие права (одно на выбор):
– заменить некачественную покупку на другую вещь, которая имеется у продавца и при этом пересчитать цену с учетом (с зачетом) уже заплаченной Вами денежной суммы;
– оформить возврат товара ненадлежащего качества и заменить его на аналогичный;
– потребовать снизить цену на предмет купли-продажи;
– заявить требование о бесплатном устранении продавцом недостатков, если вы купили некачественный товар;
– компенсацию Ваших расходов, которые затрачены Вами на их устранение;
– расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченных за него денег;
В любой из вышеназванных ситуаций, если потребителем понесены убытки, то они подлежат восполнению продавцом бракованного товара в полном объеме.
Что касается требований о замене некачественного предмета купли-продажи и о расторжении договора и возврате уплаченных денежных средств, то в первую очередь следует определиться, относится ли он к группе технически сложных. Этот перечень установлен российским Правительством в Постановлении от 10 ноября 2011 года № 924.
Важным фактором является время, в течение которого потребитель может реализовать свои права.
Следует отметить, что требования, связанные с продажей товара ненадлежащего качества можно заявлять в пределах гарантийного срока, который устанавливается продавцом и (или) изготовителем.
Если на предмет не была установлена гарантия, то соответствующие требования потребителем могут заявляться в пределах двухлетнего срока с момента его покупки.
Однако, тут не все так просто.
Дело в том, что если гарантийный срок установлен, то согласно закону доказывать обстоятельства, которые бы могли освободить продавца (изготовителя) от ответственности перед потребителем обязан соответственно продавец (изготовитель).
Если гарантийный срок по договору купли истек или не был установлен, то обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины потребителя в поломке товара ложится на потребителя.
Следует отметить, что доказывать такие обстоятельства подчас очень проблематично, поэтому желательно приобретать вещь, на которую установлен гарантийный срок.
Если покупка не является технически сложной, то требования по качеству о возврате денег или замене подлежат удовлетворению продавцом в течение 15 дневного срока с момента её покупки.
Оформить возврат товара ненадлежащего качества будет сложнее, если он считается технически сложным предметом.
Если указанный срок истек, то такие требования в отношении предмета покупки, которая является технически сложной, можно предъявить только:
– если недостаток является существенным;
– нарушены прописанные в законе о защите прав потребителей сроки устранения недостатка;
– когда в период гарантийного срока в пределах календарного года происходили поломки, – которые влекли невозможность пользоваться вещью в течение более 30 дней в совокупности или разово.
Актуальным является вопрос о законности установления чрезмерно коротких гарантийных сроков на некоторые товары, как это вошло в повседневную коммерческую практику, например при продаже обуви, одежды. Как правило, такой срок предприниматели устанавливают от 2 недель до 1 месяца.
Между тем, переданный потребителю товар должен быть в рамках разумных сроков пригоден для той цели, для которой он подлежит использованию.
Так, разумным для обуви будет считаться срок не менее одного сезона. При этом, следует учитывать, что в каждом регионе законодательством о защите прав потребителей устанавливается начало и окончание того или иного сезона.
В этой связи стоит признать незаконность установления таких коротких гарантийных сроков.
Как показывает личная практика, половина споров по поводу возврата товара ненадлежащего качества в досудебном порядке, ЕСЛИ покупателем направлена продавцу юридически грамотно написанная претензия. В остальных случаях вопрос решался в судебном порядке путем подачи иска о защите прав потребителей.