Все мы ежедневно приобретаем что-либо в магазинах, аптеках, иных заведениях, становясь с точки зрения цивилистики (гражданского права) участниками – покупателями в договорных отношениях по продаже товаров в розницу, иными словами – потребителями.
Однако, далеко не все знают свои права.
Зачастую владельцы магазинов (продавцы), с легкой руки юристов, которые их консультируют, обучают продавцов манипулировать законодательством в сфере прав потребителей, истолковывая те или иные правовые нормы в свою пользу, лишая потребителя права на достоверную информацию, а, по сути, обманывают потребителей, грубо нарушая закон.
Об одной такой ситуации мы как раз поговорим в этой статье.
Товар с недостатками может быть возвращен покупателем в пределах гарантийного срока, а если продавец его не установил – то в рамках двухгодичного периода с момента покупки.
Однако касательно некоторых вещей установлены особые правила их купли-продажи: парфюмерия, косметика, цветы и иные растения, лекарства, авто, книги иные издания, не являющиеся периодикой и пр.
Так вот когда при продаже таких товаров покупатель замечает в них недостатки по качеству он приходит в магазин (аптеку), где продавец заявляет, что данный предмет уже невозможно обменять или вернуть, ссылаясь на такой подзаконный нормативный акт, которым является Постановление Правительства № 55.
НО, ЕСЛИ В ТОВАРЕ ЕСТЬ НЕДОСТАТКИ ПО КАЧЕСТВУ – ПОДОБНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ НЕПРАВОМЕРНО!!!
Дело в том, что указанным нормативным актом установлены категории товаров, качество которых является НАДЛЕЖАЩИМ, которые запрещается обменять по таким параметрам, как размер, цветовая гамма, модель, комплектность и др. (общее правило в отношении иных товаров – такой обмен возможен в течение двухнедельного срока, если товаром покупатель не пользовался и сохранены все бирки).
Таким образом, при обнаружении недостатка, качество этого товара является ненадлежащим, стало быть, применять к подобным правоотношениям нормативные предписания Постановления № 55 – нельзя!
Из сказанного следует только один вывод: любой товар (даже, если это золото или лекарства, птица или растение), если его недостатки возникли в пределах гарантии (срока годности), можно вернуть по причине того, что он некачественный. А если вещь подпадает под категорию технически сложной (список таких вещей установлен Постановлением № 924) – то в пределах 15 суточного срока с момента покупки, а за пределами этого срока – только по причине, если купленная вещь имеет недостаток, являющийся существенным.
Итак, если Вы нашли дефект в рамках гарантийного срока, а продавец ссылается на то, что его невозможно уже обменять или вернуть и указывает на постановление № 55, можете парировать тем, что данные нормы относятся к покупке надлежащего качества, а товар с недостатками в любом случае Вы имеете право вернуть.